Бизнес-идея: Автомойка самообслуживания

Открытие своей автомойки считается выгодным начинанием несмотря на большой уровень конкуренции и проблемы с поиском места. Однако люди, которые и занимаются непосредственно мойкой автомобиля, становятся основной статьёй расходов предпринимателя, который из-за этого вынужден держать цены на услуги на определённом и достаточно высоком уровне.
Покрыть эти расходы посредством повышения цен тоже не всегда удаётся – всё благодаря наличию большого числа конкурентов. Получается, что рабочая сила – лишняя трата денег и для владельца автомойки, и для автолюбителей, которые собираются автомашину помыть. Но ведь очень многие водители в состоянии самостоятельно заняться очисткой своего автомобиля, не брезгуя подобной работой, и возможность предоставить им самоличную мойку становится хорошей идеей для собственного бизнеса. Дело остаётся за малым – автомоечный комплекс построить. 

Первым делом стоит выяснить назначение земли, она должна быть пригодна для коммерческого строительства, иначе предстоит долгая процедура переоформления (если место всё же за городом, можно нарваться на земли сельхоз назначения, которые под строительство никто не отдаст). Цену назвать достаточно сложно – это и сам город, и расположение в нём, и множество других аспектов. В городе с миллионом жителей два с половиной ара земли (это минимальная площадь для постройки) можно купить за 3 миллиона рублей, семь с половиной (практический максимум) обойдутся в 8 миллионов. Цена в пределах одного города, но в центре или на окраине может отличаться в 2-3 раза. Плюс стоит учитывать надбавку на расположение у дороги, обычно такие участки продаются по повышенной ставке. 

Можно, конечно, землю взять в аренду, но это огромные риски потерять практически всё. Ведь придётся с арендодателем согласовать условия возведения конструкций, обговорить сроки аренды, уведомлять его обо всех юридических и строительных вопросах. При этом по истечению договора может не получиться продлить его, и тогда весь комплекс придётся демонтировать, возможно, переносить куда-то, но подобные затраты здорово подорвут всю налаженную работу предприятия. Покупка же избавляет ото всех этих рисков, при этом в собственности будет земля, которую можно продать в случае неудачи. 

Если денежные средства ограничены, лучше написать хороший бизнес-план и найти инвесторов или обратиться в банк. Автомойка самообслуживания – перспективное начинание, и может заинтересовать людей, которые ищут варианты вложения денежных средств. Аренду рекомендуется рассматривать в случае наличия уже проверенного временем арендодателя, при этом оптимально иметь возможность постепенного выкупа земли, иначе же покупка участка становится намного безопасней и выгодней. Как альтернативу можно рассматривать субаренду на территории АЗС или парковок, но здесь всё зависит от условий, которые готовы предложить владельцы этих предприятий.

Когда место найдено, предстоит долгая работа с управляющими организациями. Первым делом – обращение в администрацию и градостроительство за разрешением постройки автомойки. Следует учитывать тот момент, что строительство и последующая работа мойки автомобилей не будет мешать жильцам близлежащих домов (однако это не открытие аэропорта, так что проблем возникнуть не должно). Чиновники после рассмотрения прошения выдают разрешение на архитектурное проектирование. 

На этом этапе уже нужно подыскивать строительную компанию, которая поможет в этом вопросе и в дальнейшем выполнить земляные работы и возведение комплекса. Они заложат фундамент, проложат коммуникации, произведут асфальтирование места и монтаж очистительных сооружений и обустроят площадку. Самый важный момент – отдалённость от систем энерго- и водообеспечения, а также от стока канализационных вод; чем дальше – тем сложней и дороже. Вопрос с канализацией частично решается установкой систем водоподготовки и обратного осмоса, цикл очистки воды позволит многократно использовать одну и ту же воду. Но вот вывоз твёрдых бытовых отходов (ТБО) предстоит всё же организовывать в любом случае. Проще может быть с разрешением на строительство самого моечного комплекса, если он не предполагает капитальное возведение, документы на такие работы выдаются относительно быстро, а все сопутствующие вопросы решаются строительной компанией. Эскиз проекта согласовывается предварительно с санитарно-эпидемиологической службой, пожарным надзором, в архитектурном ведомстве, инспекциях по охране труда и природы. Также нужно будет согласовывать акт предварительной застройки на предмет подвода воды, электроэнергии, телефонной линии, газа, отопления и организации ливнестока. Только после этого будет выдан ордер на строительство, который позволит без опаски приступить к возведению автомойки. 

Вся эта процедура может занять не год и не два, выход из этой ситуации есть, но по этическим соображениям вряд ли стоит о нём говорить. А вот постройка займёт определённое время в любом случае, и здесь всё опирается на строительную компанию. Цены на постройку автомойки начинаются от двух миллионов рублей и достигают десяти, всё зависит, конечно же, от размера площадки и количества боксов мойки. Обратиться во все эти органы власти придётся и позже для получения окончательных разрешений, но если всё было согласовано до этого, проблем с получением документов возникнуть не должно. Все эти оформления также будут стоить денег, и здесь многое зависит от региона и даже города с его способами ведения бюрократии. 

Параллельно со всем этим происходит поиск поставщика оборудования для автомойки. Российские производители могут предложить свои продукты, но проверенными являются иностранные компании. Однако их оборудование дороже, и его нужно привезти – это дополнительные траты времени и денег. 

На данном этапе предприниматель уже давно определился с размерами автомоечного комплекса, которые определяются количеством постов. Стандартны мойки на 2, 4 и 6 боксов с проходимостью до 5 машин в час, так как мойка самообслуживания не предполагает сложные и долгие водные процедуры. Здесь нужно сразу отметить, что некоторые сложные услуги, которые легко найти на обычных автомойках, при самообслуживании исключаются, но подавляющее большинство автолюбителей самостоятельно их выполнять и не будут (например, чернение резины). 

Закупить можно мойки двух постов за 3 миллиона рублей, четырёх постов – за 5 миллионов, шести – за 7 миллионов. За эти деньги приобретается готовый комплекс, уже готовый к работе, при этом он предполагает работу в нескольких режимах (с пеной и без, например), а также вмонтированный пылесос. В зависимости от потока автомобилей мойка может быть контейнерной или модульной. Вторая чуть-чуть быстрей обрабатывает автомобиль, но предоставляет не настолько интенсивное мытьё. По желанию заказчика многие компании предоставляют возможность один из постов не оборудовать крышей, чтобы была возможность помыться большим автомобилям: микроавтобусам и даже грузовикам. 

При поиске поставщика можно заняться вопросом работы по франшизе, однако сотрудничать стоит только с особо крупными и известными компаниями, например, Kärcher, которая общеизвестна и ассоциируется у автомобилистов с мойками, пылесосами и чистотой. Привезённое оборудование необходимо установить, но этим могут заняться сотрудники фирмы-поставщика, которые изначально предлагают при покупке их продукции сопутствующие услуги. Сложностей в возведении комплекса особых нет, но новичок вряд ли сможет справиться с этим, не зная технических особенностей, поэтому наспех собранная строительная бригада может ошибиться при монтаже. Профессиональные строители за это возьмут дополнительные деньги, поэтому пункт помощи в установке очень повышает привлекательность производителя. Помимо этого его специалисты должны обучить персонал и владельцев автомойки пользоваться оборудованием. Это всё несложно для человека, который не раз сталкивался с этой сферой, но у начинающего пользователя возникает слишком много вопросов. 

В дополнение к самим постам нужно будет установить сооружения для очистки воды. На каждый пост потребуется дополнительно по 50 тысяч рублей, чтобы вода стекала в специальный контейнер, проходя фильтрацию и становясь вновь пригодной для использования. 

Чтобы придать мойке законченный вид, нужно обустроить помещение персонала (не займёт больше 50 тысяч рублей, так как весь персонал – это 1 человек-администратор в смене, которого нужно обеспечить компьютером и элементарной мебелью), а также при желании установить вендинговые автоматы, устройства подкачки шин и прочие дополнительные всевозможные услуги. Впрочем, это всё не основной вид деятельности и оборудуется всё это только при желании иных небольших источников дохода. Если бюджет позволяет, можно открыть и кафе на территории мойки, чтобы уставшие автолюбители могли там передохнуть и поесть, но к организации автомоечного комплекса это имеет уже весьма далёкое отношение.

Самообслуживание лишает владельца основной статьи расходов – персонала, который занят мойкой. Автолюбители также не переплачивают за те услуги, которые могут сделать сами. Но всё же хотя бы один человек в смене должен быть – он следит за состоянием мойки, за поведением клиентов и работоспособностью систем. Он также выполняет функции консультанта, который впервые приехавшим автомобилистам расскажет схему работы. Вообще предполагается даже оплата не через кассира, администратора или иного человека, но оставлять свой комплекс на произвол судьбы всё же не стоит.

Количество штатных работников зависит от графика работы автомойки, но целесообразен, как правило, только безостановочный режим 24/7. Круглосуточный автомоечный комплекс может обслуживаться тремя людьми, которые работают сутки через трое, ведь их обязанность – просто следить. Специальной квалификации людей также не требуется, это вообще основная экономия мойки самообслуживания по сравнению со стандартной, что позволяет иметь фонд оплаты труда порядка 60 тысяч рублей в месяц – по 20 тысяч рублей на каждого из трёх сотрудников. В регионах их зарплата может составлять и 15 тысяч рублей. Но совсем уж непонятных личностей брать на работу всё же не стоит. Можно, конечно, экономить, работая только до вечера, потом закрываясь до утра, но это приведёт к потере большого количества клиентов. Работать же не всю неделю – вообще идея, обречённая на провал. 

Отдельной статьёй расходов становятся коммунальные платежи. Нужно большое количество электроэнергии, ведь помимо работы машин нужно обеспечить освещение и работу производственного помещения (администратор не сможет раскладывать пасьянс на компьютере без электричества). Некоторые современные мойки обладают солнечными батареями, которые располагаются на крыше, что снижает уровень потребления электроэнергии. Вода – основные траты, даже несмотря на оборачиваемость её потребуется много, при этом часть всё равно будет уходить в канализацию. Некоторые мойки практиковали в зимнее время года использование снега, который растапливался и становился водой. Вывоз мусора, обеспечиваемые коммунальными службами, тоже стоит денег. Плюс телефонная линия и охрана. Всё это будет обходиться не меньше 30 тысяч рублей, а только на установку сигнализации потребуется около 20 тысяч. 

Отдельным пунктом стоит реклама. Её кампания начинается сразу с открытием и должна привлечь клиентов со всех районов города – ведь автомоек самообслуживания даже в крупных городах относительно немного, поэтому можно рассчитывать на привлечение большого количества посетителей. Реклама должна быть и на радио, и в интернете, и, по возможности, по местному телевидению. Хорошо оставлять свои визитки на станциях технического обслуживания, на заправках и прочих соответствующих местах. Там, где много автолюбителей, должна быть информация об открывшейся мойке нового поколения. Затраты на рекламу окупятся достаточно быстро, главное, указывать основное преимущество – цену. На всё это может потребоваться от 50 тысяч рублей. 

Сумма стартового капитала складывается из следующих пунктов (для расчётов берётся мойка на 6 постов):

— Регистрация и оформление всей документации – 100 тысяч рублей.
— Покупка земли – 8 миллионов рублей.
— Строительные работы – до 10 миллионов рублей.
— Приобретение и пуско-наладка оборудования – 7 миллионов 350 тысяч.
— Зарплата – 60 тысяч рублей.
— Коммунальные платежи, охрана и аутсорсинг услуг, расходники – от 40 тысяч рублей.
— Рекламная кампания – от 50 тысяч рублей.

Сумма инвестиций – до 25 миллионов 600 тысяч рублей, ежемесячные расходы – 100 тысяч рублей. 

Нужно отметить, что подобный стартовый капитал предполагает большой и хорошо оборудованный моечный комплекс, но эта сумма может быть значительно снижена. Тем более, в этом случае в собственности остаётся большой земельный участок, который всегда можно реализовать в случае необходимости. 

Теперь стоит рассмотреть вопрос прибыли. Стандартный жетон стоит для клиента 50 рублей, который позволяет ему заказать одну короткую процедуру. Обычно автомобилисты заказывают их два, то есть каждый клиент приносит 100 рублей дохода. Автомоечный комплекс может обслуживать максимально 900 автомобилей в сутки, то есть ежедневный доход в самом лучшем случае составит 90 тысяч рублей, ежемесячный – 2 миллиона 700 тысяч. Даже если обеспечить загруженность наполовину, то операционная прибыль составит 1 миллион 250 тысяч рублей. Чистая прибыль будет рассчитываться по упрощённой системе налогообложения и вычеты составят 6% по доходу – это 1 миллион 169 тысяч рублей ≈ 1 миллион 170 тысяч. 

Рентабельность такого начинания составляет порядка 80-90%, а срок окупаемости составит не больше трёх лет. Если же обеспечить максимальную проходимость автомашин, то показатель рентабельности приблизится к 100%, а окупаемость удастся сократить вдвое. 

Пока ещё игроков на этом рынке немного, и есть возможность завоевать признание потребителя, который станет постоянным клиентом. Свои автомоечные комплексы можно в случае успеха открывать в разных частях города и даже в других населённых пунктах, в конечном итоге выходя на предоставление франшиз начинающим предпринимателям.

Автор: Матиас Лауданум 

 Бизнес-идея: Автомойка самообслуживания

Другие материалы по теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *